ШЕРОХОВАТАЯ ПОВЕРХНОСТНАЯ ОБРАБОТКА

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ «ЧИП СИЛ»

«ЧИП СИЛ» — это поверхностная обработка, при которой происходит синхронное распределение битумной эмульсии и фракционированного каменного материала. Она применяется для поддержания в рабочем состоянии и продления долговечности, а также для повышения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.

Из истории

Технология устройства шероховатой поверхностной обработки с синхронным распределением вяжущего и каменного материала по технологии «ЧИП СИЛ» берет свое начало в 1960 году. Чувашскими специалистами было разработано предложение по замене традиционной технологии укладки на новую с синхронным распределением. В ремонтных мастерских было изготовлено несколько опытных образцов, однако дальнейшего развития данная технология не получила. А в 1985 году французская компания «Secmair» начала применение данной технологии при строительстве автомобильных дорог Франции. В 1999-2001 годах ФГУП СНПЦ «РОСДОРТЕХ» были разработаны и в 2001 году утверждены Росавтодором «Методические рекомендации по устройству одиночной поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня». СНПЦ «РОСДОРТЕХ» совместно с французской компанией «Secmair» разработал российский аналог машины «Чипсилер – 26». Прошло порядка 40 лет с момента разработки до внедрения данной технологии на автомобильных дорогах России.

Условия для устройства поверхностной обработки «ЧИП СИЛ»

Главным условием производства работ по устройству ШПО является температура окружающей среды. При использовании в качестве вяжущего битумной эмульсии температура должна быть не ниже +5°С, а при использовании битума – не ниже +15°С. Однако на основании имеющегося опыта, существуют следующие ограничения по производству работ в связи с погодными условиями:

  • Температура воздуха весной должна быть не ниже +15°С;
  • Работы нельзя производить, если в течение 48 часов после устройства ШПО ожидается понижение температуры до +5°С и ниже;
  • В августе работы по устройству ШПО следует производить при температуре воздуха не ниже +20°С;
  • Поверхность покрытия должна быть ровной и очищенной от пыли и грязи;

Подготовительные работы перед устройством

При устройстве поверхностной обработки по технологии «ЧИП СИЛ» в существующем покрытии должны быть заделаны выбоины и герметизированы трещины. Как правило, обязательной герметизации подлежат трещины с раскрытием более 3 мм. Здесь следует отметить, что применение холодных асфальтобетонных смесей при последующем устройстве ШПО по технологии «ЧИП СИЛ» не рекомендуется. Кроме того, отремонтированная поверхность асфальтобетонного покрытия должна быть ровной, сухой (при использовании в качестве вяжущего битума) и очищенной от пыли и грязи (свободной начиная от любых сыпучих материалов, заканчивая розливом вяжущего). Поэтому подготовительные работы должны включать:

  • Удаление дорожной разметки из термопластика путем демаркировки, т.к. отсутствие адгезии между термопластиком и распределяющейся битумной эмульсией (битума) приводит к таким дефектам, как «залысины» и выкрашивание;
  • Герметизация трещин горячим битумом или мастикой с присыпкой песком;
  • Ремонт существующего покрытия в местах отслаивания и выкрашивания проезжей части;
  • Заделка выбоин с применением технологий ремонта горячими асфальтобетонными смесями;
  • Устранение колейности;
  • Очистка дорожного покрытия от пыли и грязи комбинированной дорожной машиной.
  • Устройство ШПО

После проведения всех подготовительных работ определяется оптимальная протяженность участка работ и производится заправка установки каменным материалом и вяжущим. Щебень для поверхностной обработки предварительно очищается и увлажняется. Не допускается содержание глины в комках, а содержание пылеватых и глинистых частиц не должно превышать 0,5%. Несоблюдение данных требований может привести к разрыву связки «вяжущее-щебень».

Синхронный розлив вяжущих материалов и россыпь щебня выполняется специальной машиной – «Чипсилер – 41».

Основные этапы устройства ШПО

  • 1 этап: Синхронное распределение вяжущих материалов и щебня специальной машиной – «Чипсилер – 41».
  • 2 этап: уплотнение шероховатой поверхностной обработки пневмокатками.
  • 3 этап: через 2 – 3 суток с момента укладки производится сметание не закрепившегося щебня комбинированной дорожной машиной.
  • 4 этап: открытие движения и нанесение дорожной разметки не менее чем через 0,5 – 2 часа с ограничением скорости до 40 км/ч на 7 суток.

При выполнении работ по устройству ШПО стыки укладываемых полос устраиваются по аналогии с традиционной поверхностной обработкой. Для обеспечения качества устройства продольного стыка распределение битумной эмульсии (битума) со стороны стыка выполняется на 0,20 – 0,25 м шире, чем распределение щебня, что достигается закрытием крайней заслонки щебня. При устройстве смежной полосы распределение битумной эмульсии (битума) выполняется с двойным перекрытием на смежную полосу с шириной 0,20 — 0,25 м и распределением щебня на получившийся стык. Таким способом получают ровное продольное сопряжение.

«Ковёр» шероховатой поверхностной обработки должен иметь однородную текстуру. Для того, чтобы обеспечить однородность текстуры и придать каждой щебёнке состояние «покоя», применяют уплотнение ШПО пневмокатками. В случае образования локальных дефектов (выкрашивание щебня, выпотевание битумной эмульсии и т.п.) их необходимо устранить.

Преимущества устройства ШПО по технологии «ЧИП СИЛ»

  • Безопасность;
  • Долговечность;
  • Заделка и предотвращение образования трещин;
  • Облегчение организации и координации работ за счет синхронности;
  • Защита покрытия;
  • Сокращение срока выполнения работ;
  • Экономичность;
  • Высокая производительность.

Недостатки устройства ШПО по технологии «ЧИП СИЛ»

  • Возможность повреждения автомобилей щебнем;
  • Увеличение уровня шума;
  • Жесткая зависимость от погодных условий и температурных условий;
  • Временное ограничение скорости.

ВЫВОД: Устройство шероховатой поверхностной обработки по технологии «ЧИП СИЛ» в качестве профилактических методов содержания еще не разрушенных асфальтобетонных слоев, а также восстановления изношенных слоев все чаще привлекает внимание заказчиков благодаря повышению транспортно-эксплуатационных характеристик, а также срока службы автомобильных дорог. А исходя из технико-экономического анализа данный метод значительно выгоднее по сравнению с традиционным фрезерованием с дальнейшей укладкой нового слоя покрытия. Данную технологию не рекомендуется применять в населенных пунктах.

С 2012 года компанией «ТехДорГрупп» были произведены работы по устройству шероховатой поверхностной обработке на таких дорогах, как:

1. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 187+000 — км 197+000.
2. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург-Тюмень км 280+000 — км 289+820.
3. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра:
— Автомобильная дорога Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск км 827+000 – км 830+000;
— Автомобильная дорога Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск км 899+000 – км 903+000.
4. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Автомобильная дорога дороги Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск км 932+000 — км 939+000, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
5. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-242 Пермь – Екатеринбург км 239+000 – км 260+000.
6. Пермский край. Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 154+000 — км 160+046.
7. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-242 Пермь – Екатеринбург км 232+000 — км 239+000.
8. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург – Тюмень км 191+000 — км 218+000.
9. Свердловская область.

— Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 169+000 — км 187+000.
— Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 260+000 — км 269+000.

10. Свердловская область.

— Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург-Тюмень км 67+000 — км 80+000;
— Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург-Тюмень км 261+000 — км 280+000;
— Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург-Тюмень км 225+000 — км 233+000.

11. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 187+000 — км 205+000
12. Свердловская область. Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 205+000 — км 232+000.
13. Свердловская область:

— Автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург — Тюмень км 174+200 — км 191+000;
— Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 232+000 — км 239+000;
— Автомобильная дорога Р-242 Пермь — Екатеринбург км 239+000 — км 260+000.

14.Устройство двойной поверхностной обработки покрытия проезжей части щебнем, обработанным органическим вяжущим в установке:

— Большая Соснова – Частые км 27+000 – км 33+000;
— Нытва – Григорьевское – Ильинский км 4+500 – км 19+000;
— Нытва – Григорьевское – Ильинский км 22+000 – км 25+200;
— Нытва – Григорьевское – Ильинский км 26+700 – км 31+700;
— Дыбки – Таборы – Оханск км 11+800 – км 19+000;
— Очер – Верещагино – Сива км 3+900 – км 10+300;
— Очер – Верещагино – Сива км 15+000 – км 24+310.