Сроки выполнения работ
7 июля 2020 – сентябрь 2022
Заказчик
МКУ «Пермблагоустройство»
Разработчик проекта
ООО «СТ ЦЕНТР»
Полное наименование объекта
«Выполнение работ по капитальному ремонту сквера в 66 квартале, эспланада»
Эспланада — открытое городское пространство в центре Перми. До середины XX века на месте эспланады стояли деревянные дома и дворы, протекала речка Пермянка. В те времена это место было спальным районом, а центром города считался район оперного театра. В 1970-е пространство было расчищено под жилую застройку, но архитектор Геннадий Игошин предложил не застраивать территорию, а оставить пространство зеленым. Проект утвердили, так появилась эспланада — визитная карточка города и центральное общественное пространство.
Центральную площадь города «обрамляют» монументальные здания: «Дом Советов» в 68 квартале (между ул. Куйбышева и ул. Попова) и «Театр-Театр» в 64 (между ул. Борчанинова и ул. Крисанова).
Осью эспланады стал памятник «Героям фронта и тыла» в 66 квартале (между ул. Попова и ул. Борчанинова), который был установлен в честь празднования сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне.
Эспланада всегда была местом притяжения жителей и гостей города. На ней проводились фестивали, концерты и другие культурные мероприятия. Со временем площадь перестала отвечать современным требованиям комфорта и эстетики городской среды. К 300-летнему юбилею Перми было решено кардинально изменить главную площадь города. Выполнить работы на таком знаковом объекте выпала честь нам — компании ТехДорГрупп.
В 2018 мы закончили благоустройство 68 квартала эспланады, где полностью преобразили пространство: сделали зонирование, построили фонтан, амфитеатр и кафе. Подробный отчет можете посмотреть в отдельном материале.
Летом 2020 года мы приступили к выполнению работ по капитальному ремонту сквера в 66 квартале — центральной части эспланады.
До капитального ремонта этот квартал представлял собой «проходное» место с широкими асфальтированными дорожками. Горожане не задерживались тут надолго, потому что отсутствовали зоны отдыха, площадки для прогулок с детьми. Не хватало скамеек и мест, где можно провести время. Перед проектировщиками стояла задача «оживить» пространство, превратить большую площадь в уютное место для отдыха и прогулок.
Новый проект эспланады позволил сделать комфортное зонирование. Центральная площадь квартала сохранила существующую геометрию пространства: здесь расположены памятник «Героям фронта и тыла» и Аллея доблести и славы, где установлены плиты с именами людей, прославивших город.
Существенно преобразился сквер вокруг центральной части: появились новые пешеходные дорожки, удобная зона отдыха с шезлонгами, верёвочный лабиринт, место для подвижных игр и площадка с музыкальными инструментами. Было установлено детское игровое оборудование, обустроен тактильный сад и летний кинотеатр. Чтобы всем было комфортно, разные зоны отдыха разделяют пешеходные дорожки и зеленые насаждения.
В новом сквере жителям захочется проводить больше времени: для это предусмотрели зону фудкорта и современный туалетный модуль с зеркальным фасадом.
Для проведения культурно-массовых мероприятий была возведена сцена-подиум на свайном основании. Для подключения концертной техники заведены электрические мощности в 600 кВт д.
Покрытие центрального участка эспланады сделано из гранитной плитки разных размеров в двух цветах. Помимо гранита использованы и другие материалы: декинг – покрытие из композитной доски, покрытие из деревянных спилов и покрытие из натурального камня Kitstone. Покрытие игровых площадок сделано из шлифованного бетона.
При укладке покрытий также предусмотрели систему поверхностного водоотведения — установили 613 погонных метров водоотводных лотков. Теперь дождевая и снеговая вода будут меньше скапливаться на поверхности.
Усовершенствовали систему наружного освещения. На участке установлено около 180 опор освещения, чтобы пространство сквера стало более комфортным для пребывания жителей и гостей города.
Существенное отличие центральной части эспланады от других — большое количество зелени. 66 квартал представляет собой тенистый парк в сложившейся городской застройке. Нашей задачей было не только сохранить эту особенность, но и подчеркнуть ее.
Для этого мы обустроили почти 3000 кв.м. цветников и сделали новые газоны. Высадили большое количество многолетних цветов и разнотравья, 475 деревьев и 9511 кустарников.
Капитальный ремонт 66 квартала эспланады в цифрах:
Благоустройство эспланады — важный шаг к преобразованию нашего города и формированию благоприятной городской среды. Работы завершились в октябре 2022 года. Пермяки уже оценили обновленное пространство квартала и встретили на нем трехсотлетие краевой столицы.
К общестроительным работам относят весьма обширный перечень работ, осуществляемых на разных этапах строительства, эксплуатации или ремонта зданий и сооружений.
Со всеми объектами по данным видам работ Вы можете ознакомиться в разделе «Выполненные работы».
К искусственным сооружениям относятся все сооружения и постройки, возведённые на автотрассе, для обслуживания дорожного движения трассы, обеспечения её функционирования и безопасности движения.
Включают в себя мосты, переправы опорные конструкции, трубы и водоотводы, лестницы, сходы, тоннели, переходы, тротуары, ограждения и т.д.
Все искусственные сооружения подвержены разрушающим воздействиям природного, искусственного и механического характера в виде подмывания, эрозии, выветривания, насыпей, дамб, мостов и откосов, а также коррозии металлических конструкций и «усталости» металла от постоянных нагрузок.
Ремонт искусственных сооружений и их содержание, поддержание их работоспособности, ничуть не менее важная задача, чем ремонт и содержание самой автотрассы. В некоторых случаях искусственные сооружения приходится ремонтировать гораздо чаще, чем саму дорогу, к которой они относятся. В России, с её суровыми зимами, обильными паводками и ледоходом весной, довольно частые явления — смывания дамб и мостов, подмывания и частичное разрушение мостовых и опорных конструкций, а также водоотводных труб. Это всё может довольно быстро привести к полному разрушению этих искусственных сооружений и самого участка автотрассы, который они поддерживают. А заиливание и забивание водоотводных труб грязью и мусором может привести к затоплению, подмыванию и оседанию грунта дорожной насыпи с возникновением провалов. Эти искусственные сооружения являются наиболее важными сооружениями на трассе, обеспечивающими возможность движения автотранспорта, а также безопасность дорожного движения.
Компания «ТехДорГрупп» имеет богатый опыт по ремонту и содержанию искусственных сооружений на дороге.
Со всеми объектами по данным видам работ Вы можете ознакомиться в разделе «Выполненные работы».
«Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» представляют собой холодные литые эмульсионно-минеральные смеси. Данные смеси применяются для устройства тонких защитных слоев износа дорожных одежд и являются одним из видов поверхностной обработки. В отличие от обычной горячей асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальтобетона, литая эмульсионно-минеральная смесь укладывается в холодном состоянии более тонким слоем и, в большинстве случаев, не требует последующего уплотнения.
Системы «Сларри» относятся к превентивным методам содержания дорожных одежд. Они позволяют предупредить и приостановить уже начавшиеся процессы старения, восстановить транспортно-эксплуатационные характеристики покрытия.
Слой износа типа «Сларри Сил» представляет собой уложенную и сформировавшуюся литую эмульсионно-минеральную смесь, состоящую из катионовой битумной эмульсии, минерального материала, воды и специальных добавок. Толщина слоя износа в уплотненном состоянии составляет 5 – 15 мм.
Слой типа «Сларри Сил» устраивается с целью предотвращения негативного воздействия природно-климатических факторов на дорожную конструкцию, восстановления слоев износа, обеспечения необходимым коэффициентом сцепления дорожного покрытия и другими транспортно-эксплуатационными характеристиками.
«Микросюрфейсинг» – технология тонкослойной (до 30 мм) поверхностной обработки дорожного покрытия (создания слоя износа) с применением быстроформирующейся литой эмульсионно-минеральной смеси.
Отличие между технологиями «Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» заключается в типе применяемых материалов, минимально допустимой толщине слоя, скорости формирования смеси, определяющей время открытия движения по окончании работ. Применение холодных эмульсионно-минеральных смесей по технологии «Микросюрфейсинг» на сегодняшний день является одним из лучших способов сохранения дорожного покрытия и восстановления его транспортно-эксплуатационных характеристик.
Процесс приготовления (смешивания компонентов) и укладки холодной литой эмульсионно-минеральной смеси по технологии «Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» осуществляется специальным однопроходным мобильным укладочным комплексом. Процедура смешивания компонентов эмульсионно-минеральной смеси осуществляется в смесителе машины-укладчика и занимает не более 1 минуты. Для каждого компонента смеси существуют отдельные бункеры для исходных материалов и дозирующие устройства для их подачи в смеситель. После перемешивания в смесителе готовая смесь подается в распределительный короб, с помощью которого происходит равномерное распределение и укладка смеси заданной толщины на заданную ширину.
Подбор состава конкретной эмульсионно-минеральной смеси осуществляется в дорожно-строительных химических лабораториях до начала проведения работ. Этот состав зависит от типа дорожного покрытия, транспортной нагрузки, наличия дефектов и повреждений, а также климатических условий той местности, где планируется проводить работы. Для подбора смеси компанией ООО «ТехДорГрупп» заключила договор с немецкой компанией «SCHÄFER-TECHNIC GMBH», которая имеет большой опыт в этой сфере.
При благоприятных погодных условиях затвердевание смеси, уложенной по технологии «Микросюрфейсинг», происходит за 30 – 60 минут после укладки. Уплотнение смеси дорожными катками, в большинстве случаев, не производится. Открытие движения в зависимости от погодных условий составляет не более 4 часов.
Поверхностная обработка дороги литой эмульсионно-минеральной смесью не только восстанавливает изношенный верхний слой дороги, но и выполняет изоляционные функции, заполняя пустоты нижележащего слоя, предохраняя асфальтированный слой от образования трещин, сколов и проникновения влаги. Также, увеличиваются показатели сцепления шин и ровность покрытия.
К наиболее значимым преимуществам можно отнести:
К недостаткам технологии можно отнести более высокую стоимость работ по сравнению с традиционной обработкой покрытия и устройством слоя износа с применением горячих асфальтобетонных смесей, а также закрытие проезжей части на время работ.
Проблема колейности дорог в нашем регионе и в целом в России стоит достаточно остро ввиду увеличения интенсивности движения на дорогах вне населенных пунктов и в городах. Хотя «Микросюрфейсинг» относится к профилактическим методам содержания дорог, эту технологиютакже можно применять для исправления мелких дефектов дорожного покрытия, таких как сколы, тонкие трещины и колейность.
Колейность – один из дефектов дорожного покрытия прочностного характера, в виде нерезкого изменения поперечного профиля, расположенного в местах полос наката, возникающий в результате появления остаточных деформаций в нижележащих слоях дорожного покрытия и/или основания.
Методы устранения колеи:
В покрытии типа «Микросюрфейсинг» мало пустот, поэтому оно обладает высокой стабильностью и сопротивлению к деформациям. Дорожное покрытие типа «Микросюрфейсинг» обладает повышенной устойчивостью к образованию колеи, что является особенно актуальным для скоростных дорог с высокой интенсивностью движения автотранспорта. Помимо предупреждения колееобразования, «Микросюрфейсинг» может исправить незначительную колейность, а также продольные и поперечные неровности дороги.
ВЫВОД: Устройство шероховатой поверхностной обработки по технологии «Сларри Сил» и «Микросюрфейсинг» идеально подходит в качестве профилактических методов содержания еще не разрушенных асфальтобетонных слоев, а также восстановления изношенных слоев и продления срока службы автомобильных дорог.
Данная технология применяется на дорогах с высокой интенсивностью движения, в том числе в населенных пунктах. Экономическая целесообразность данной технологии заключается в том, что при регулярной (каждые 3 – 5 лет) поверхностной обработке еще неразрушенного дорожного покрытия, в долгосрочной перспективе, содержание дороги обходится существенно дешевле, чем проведение капительного ремонта каждые 7 – 10 лет.
«ЧИП СИЛ» — это поверхностная обработка, при которой происходит синхронное распределение битумной эмульсии и фракционированного каменного материала. Она применяется для поддержания в рабочем состоянии и продления долговечности, а также для повышения транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.
Технология устройства шероховатой поверхностной обработки с синхронным распределением вяжущего и каменного материала по технологии «ЧИП СИЛ» берет свое начало в 1960 году. Чувашскими специалистами было разработано предложение по замене традиционной технологии укладки на новую с синхронным распределением. В ремонтных мастерских было изготовлено несколько опытных образцов, однако дальнейшего развития данная технология не получила. А в 1985 году французская компания «Secmair» начала применение данной технологии при строительстве автомобильных дорог Франции. В 1999-2001 годах ФГУП СНПЦ «РОСДОРТЕХ» были разработаны и в 2001 году утверждены Росавтодором «Методические рекомендации по устройству одиночной поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня». СНПЦ «РОСДОРТЕХ» совместно с французской компанией «Secmair» разработал российский аналог машины «Чипсилер – 26». Прошло порядка 40 лет с момента разработки до внедрения данной технологии на автомобильных дорогах России.
Главным условием производства работ по устройству ШПО является температура окружающей среды. При использовании в качестве вяжущего битумной эмульсии температура должна быть не ниже +5°С, а при использовании битума – не ниже +15°С. Однако на основании имеющегося опыта, существуют следующие ограничения по производству работ в связи с погодными условиями:
При устройстве поверхностной обработки по технологии «ЧИП СИЛ» в существующем покрытии должны быть заделаны выбоины и герметизированы трещины. Как правило, обязательной герметизации подлежат трещины с раскрытием более 3 мм. Здесь следует отметить, что применение холодных асфальтобетонных смесей при последующем устройстве ШПО по технологии «ЧИП СИЛ» не рекомендуется. Кроме того, отремонтированная поверхность асфальтобетонного покрытия должна быть ровной, сухой (при использовании в качестве вяжущего битума) и очищенной от пыли и грязи (свободной начиная от любых сыпучих материалов, заканчивая розливом вяжущего). Поэтому подготовительные работы должны включать:
После проведения всех подготовительных работ определяется оптимальная протяженность участка работ и производится заправка установки каменным материалом и вяжущим. Щебень для поверхностной обработки предварительно очищается и увлажняется. Не допускается содержание глины в комках, а содержание пылеватых и глинистых частиц не должно превышать 0,5%. Несоблюдение данных требований может привести к разрыву связки «вяжущее-щебень».
Синхронный розлив вяжущих материалов и россыпь щебня выполняется специальной машиной – «Чипсилер – 41».
При выполнении работ по устройству ШПО стыки укладываемых полос устраиваются по аналогии с традиционной поверхностной обработкой. Для обеспечения качества устройства продольного стыка распределение битумной эмульсии (битума) со стороны стыка выполняется на 0,20 – 0,25 м шире, чем распределение щебня, что достигается закрытием крайней заслонки щебня. При устройстве смежной полосы распределение битумной эмульсии (битума) выполняется с двойным перекрытием на смежную полосу с шириной 0,20 — 0,25 м и распределением щебня на получившийся стык. Таким способом получают ровное продольное сопряжение.
«Ковёр» шероховатой поверхностной обработки должен иметь однородную текстуру. Для того, чтобы обеспечить однородность текстуры и придать каждой щебёнке состояние «покоя», применяют уплотнение ШПО пневмокатками. В случае образования локальных дефектов (выкрашивание щебня, выпотевание битумной эмульсии и т.п.) их необходимо устранить.
ВЫВОД: Устройство шероховатой поверхностной обработки по технологии «ЧИП СИЛ» в качестве профилактических методов содержания еще не разрушенных асфальтобетонных слоев, а также восстановления изношенных слоев все чаще привлекает внимание заказчиков благодаря повышению транспортно-эксплуатационных характеристик, а также срока службы автомобильных дорог. А исходя из технико-экономического анализа данный метод значительно выгоднее по сравнению с традиционным фрезерованием с дальнейшей укладкой нового слоя покрытия. Данную технологию не рекомендуется применять в населенных пунктах.
С 2012 года компанией «ТехДорГрупп» были произведены работы по устройству шероховатой поверхностной обработке на таких дорогах, как: